06 ноября 2014


В минэкономразвития Пермского края обсудили механизмы господдержки отечественных товаропроизводителей

Екатерина Леонова


По информации краевого минэкономразвития, в 2013 году общий объем экспорта Пермского края составил всего 236 млрд руб. По сравнению с соседними территориями он невысок: к примеру, объем экспорта Республики Татарстан тогда же равнялся 712 млрд руб., Республики Башкортостан – 467 млрд руб., Самарской области – 288 млрд руб. География поставок продукции прикамскими товаропроизводителями на сегодняшний день достаточно широка: это Нидерланды, Бельгия, Китай, Бразилия, Индия, доля экспорта края в региональном валовом продукте составляет 26%. Однако стоит отметить, что Пермский край является не столько производителем товаров и услуг, сколько поставщиком ресурсов: в 2012 году 58% в общей структуре экспорта Пермского края составляла продукция химической промышленности, 30% – товары топливно- энергетического комплекса, 6% – древесина и целлюлозно-бумажные изделия, и лишь 2% – продукция машиностроительной отрасли. Ситуация практически не изменилась и сегодня.

Однако, как отмечает глава минэкономразвития Пермского края Леонид Морозов, сегодня в России сложилась уникальная экономическая ситуация. У местного производителя появился реальный шанс выйти не только на российский, но и на международный рынок. А задача государства – поддержать российский

бизнес в стремлении занять новые рынки сбыта. То, какие возможности выхода «вовне» есть у российского малого, среднего и крупного бизнеса, на пермской площадке собрались обсудить сотрудники Минэкономразвития Российской Федерации и регионального минэкономразвития, представители Пермской торгово-промышленной палаты, Сбербанка и ОАО «ЭКСАР» – Российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций.

Будем показывать себя!

По словам главы минэкономразвития региона Леонида Морозова, в условиях современной действительности поддержка местных производителей при выходе на новые рынки сбыта – приоритетное направление деятельности администрации Прикамья. Помощь пермским предпринимателям в поиске новых рынков сбыта уже предусмотрена в «Стратегии социально-экономического развития Пермского края до 2026 года», а также в инвестиционной стратегии региона. В рамках семинара министром экономразвития края озвучен план мероприятий, направленных на стимулирование внешнеэкономической деятельности Прикамья. В плане – оказание отдельной поддержки машиностроительным предприятиям края, компаниям, занимающимся производством информационно-коммуникационных технологий. Министерство планирует проводить выставки народных достижений, создать собственные «Витрины инновационных проектов»; и, конечно же, выстраивать тесное взаимодействие бизнес-сообщества Прикамья с торговыми представительствами России в зарубежных странах. 23 мая в рамках Петербургского экономического форума Министерство экономического развития РФ подписало соглашение о взаимодействии с Пермским краем – то есть многие проекты минэкономразвития края могут найти поддержку на уровне Федерации.
– Мы видим большие перспективы в сотрудничестве с местной администрацией, так как потенциал развития Прикамья очень мощный, – отметила Елена Назарова, заместитель директора Департамента координации развития и регулирования внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития РФ. – Регион обладает колоссальнейшим опытом, производственными площадками, профессиональными трудовыми и богатейшими природными ресурсами, выгодным географическим местоположением.

Эти факторы выгодно выделяют Пермский край на фоне остальных субъектов федерации. И мы видим статистику внешнеэкономической деятельности, промышленные возможности, которые благоприятно влияют на инвестиционный климат. Один из способов представить Прикамье на мировом рынке – создание Евро Инфо Корреспондентского центра – Пермский край, появившегося несколько лет назад при Пермской торгово-промышленной палате. Евро Инфо Корреспондентские центры открыты сейчас в 48 региональных центрах России, партнером этого проекта является Enterprise Europe Network – европейская сеть поддержки предпринимательства и инноваций. EEN объединяет около 300 региональных консорциумов в 54 странах мира.

По словам руководителя ЕИЦК – Пермский край Ирины Садиковой, центр оказывает консультации по ведению внешнеэкономической деятельности, в том числе разъясняет нормы и требования международного законодательства, помогает в поиске потенциальных деловых партнеров для прикамских компаний в России и за рубежом и налаживании первых деловых контактов. Лишь в 2014 году центром уже оказано более сотни консультаций местному бизнес-сообществу – например, по разъяснению требований Всемирной торговой
организации (ВТО) и Таможенного союза.

На уровне страны

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 года, разработана государственная программа «Развитие внешнеэкономической деятельности». В ней отражены ключевые механизмы поддержки отечественных товаропроизводителей и утверждена дорожная карта «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта». Помощь российскому бизнесу оказывается и финансово – в виде субсидирования процентных ставок по кредитам на экспорт военной продукции, предоставления субсидий Внешэкономбанку в рамках кредитования иностранных покупателей отечественной высокотехнологичной продукции. Минфином России посредством Внешэкономбанка предоставляются государственные кредиты и гарантии отечественным товаропроизводителям при расширении сфер влияния за рубежом.

– Минэкономразвития России отлажена эффективная система работы торговых представительств Российской Федерации за рубежом, основной целью которых является продвижение отечественных товаров за пределами страны, оказание информационно-аналитической поддержки, а также выявление и предотвращение возможных административных барьеров на внешних рынках, – заявила Елена Назарова. – В настоящее время система торговых представительств России включает 20 подобных организаций в Европе, 16 – в Азии, Африке и на Ближнем Востоке, а также 13 – в странах СНГ. В нынешнем году Минэкономразвития запланировано проведение в них 42 бизнес-миссий, Создан и действенный механизм страхования экспортных кредитов и инвестиций – свои гарантии российским предпринимателям, решившим поиграть на чужом рыночном поле, предоставляет Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций – ОАО «ЭКСАР». 100 процентов акций этой компании принадлежит государственному Внешэкономбанку, и гарантии Российской Федерации на покрытие страховых обязательств составляют сегодня порядка 10 млрд руб. В 2013 году «ЭКСАР» предоставил 60 страховых полисов, объем поддержанного экспорта – 74,2 млрд руб.

– В прошлом году утверждены «Правила страхования инвестиций для целей покрытия политических рисков российских инвесторов за рубежом» и «Правила страхования кредита на пополнение оборотных средств экспортера», – поделился директор по региональному развитию ОАО «ЭКСАР» Борис Игошин. – В числе основных приоритетов «ЭКСАР» на 2014 год – разработка новой долгосрочной стратегии развития, создание инструментария по предоставлению стопроцентного страхового покрытия для отдельных экспортных проектов, включение продуктов российского оператора в систему рефинансирования Банка России, а также формирование на базе «ЭКСАР» центра кредитно-страховой поддержки экспорта.

От общих слов – к конкретным предприятиям

От общих слов экономисты решили перейти сразу к делу – обсуждение переместилось с площадки краевой администрации на завод «Камский кабель». Непосредственно с промышленниками их проблемы выхода на внешние рынки решили обсудить не только Леонид Морозов, но и представители Минэкономразвития РФ Елена Назарова, заместитель директора Департамента координации развития и регулирования внешнеэкономической деятельности, и Мария Деева, заместитель начальника отдела взаимодействия с экономическими операторами и субъектами Федерации.

Отметим, что «Камкабель» – крупнейший завод в России и странах СНГ по производству кабельной продукции. В начале 90-х годов производственное объединение «Камкабель» изготавливало и отгружало потребителям более 20% кабельно-проводниковой продукции, производимой всеми кабельными предприятиями бывшего СССР. Предприятие уже более пятидесяти лет остается лидером в своей отрасли. Однако руководство компании уверено: сколь качественной бы ни была его продукция, без поддержки государства рынки сбыта ему не увеличить. Не дадут нечестная конкуренция, когда более выгодная цена устанавливается за счет более низкого качества, и отсутствие прямого выхода на потребителя.

– Для нас очень важно, что министерство экономического развития Пермского края предлагает свои возможности для решения проблем пермских промышленных предприятий, – отметил Владимир Молоковских, генеральный директор ООО «Камский кабель». – В частности, нам отчаянно нужно расширение рынков сбыта продукции, лоббирование интересов местных производителей на федеральном уровне – и Минэкономразвития в этом нас поддерживает. Сотрудничество получается взаимовыгодное: «Камкабель» получит новые заказы и прибыль, обеспечит работой сотрудников своего предприятия и предприятий-поставщиков. А Пермский край получит отчисления в бюджет и репутацию региона, производящего качественную продукцию и имеющего высокие экономические показатели.

На совещании, организованном на заводе, были рассмотрены вопросы взаимодействия власти и бизнеса по выработке механизмов расширения внешнеэкономической деятельности этого предприятия. Большое внимание было уделено возможностям увеличения сбыта предприятия непосредственно в Пермском крае, России, экспансия на зарубежные рынки сбыта, в частности – в Южную Америку. По оценкам Леонида
Морозова, «Камкабель» может стать одним из флагманов в программе импортозамещения, выхода российских предприятий на международные рынки.

Статья в оригинале